Вход/регистрация

0

0 товаров

8-800-77-00-422

Бесплатный звонок по России

Сломанное время Роджера Вуда

3 Июня 2020
697b59dd2f5a9947e4da1dee8455f4c3_fitted_800x3000_новый размер.jpg

В некоторых восточных культурах разбить часы — плохая примета. Да и каждому, наверное, было бы неприятно спросонья уронить новенький будильник на пол и расколотить его вдребезги — вещь все-таки, а мы так привязаны к вещам! Представьте себе, как вы поднимаете с пола сломанный хронометр, из него торчат шестеренки и пружины, а он… идет. Причем идет совершенно точно. Именно такие — сломанные с виду, но добрые внутри часы и делает часовой мастер Вуд из Торонто.

Роджер живет в Канаде, в пригороде Торонто Либерти Виллидж, в здании старой, отслужившей свое фабрики армейского снаряжения. Там он обустроил себе мастерскую, заполненную всякими ящичками, шкафчиками и секциями, и строит свои удивительные механизмы. Он тщательно подбирает компоненты, бродя по дворовым распродажам, свалкам, лавкам старьевщиков, скупая и собирая, казалось бы, чудовищный хлам. Но это не просто хлам — это вещи с историей. Практически про каждый циферблат, шестеренку, статуэтку Роджер может рассказать какую-нибудь байку.

Именно поэтому часы Вуда страшно интересно рассматривать детально. Вот заводская табличка, снятая с лифта из нью-йоркского отеля начала XX века. А вот осколок медного колокола с товарной станции железной дороги штата Онтарио. А вот труба, на которой играл такой-то и такой-то. Каждый предмет имеет свою историю, и все эти истории сплетаются в одном времени — том самом, которое бежит по циферблатам часов Роджера Вуда.

52b75adb2ccdbd5c461bdb1d3adf3918_fitted_800x3000_новый размер.jpg

Часовых дел мастер

Вуд родился в 1942 году в канадском городе Фредериктоне. Он прошел длинный жизненный путь — и всегда увлекался коллекционированием необыкновенных предметов. Человек, попавший сегодня в мастерскую Вуда, может «застрять» там не то что на целый день, а на целый месяц. На стенах — ни одного свободного сантиметра, все ящики набиты, под столами, в шкафах, везде — диковинные приборчики, отслужившие свое механизмы, предметы искусства… Маленький локальный «плюшкинизм». Этот странный склад занимает не только дом и студию Роджера, но даже его двор и сад. Причем все диковинки детально каталогизированы.

Роджер всегда что-то мастерил, а однажды сконструировал хронометр из того, что попалось под руку. Это произошло около 30 лет назад — сейчас сложно точно назвать дату. С тех пор Роджер мастерит удивительные часы. Сначала он делал их в подарок друзьям, а затем стал зарабатывать своим искусством на жизнь. За последние 20 лет Роджер принял участие во многих выставках современного искусства — в Канаде, США, Европе и Азии, получил ряд наград на различных художественных конкурсах.

Кем был Роджер, до того как стать часовых дел мастером? Тем же, кем остается и сейчас, — художником. Но именно в часах он нашел свое призвание, которое принесло ему успех и заметную известность.

Изабель Козарт, директор галереи Лэннинг в Седоне, штат Аризона, США, говорит: «Посетители нашей галереи подолгу изучают каждую работу Роджера и очень радуются, когда им удается распознать оригинальное происхождение той или иной детали — будь то трубка от старого телевизора или поршень от сломанного ручного насоса…»

Сам Роджер рассказывает: «Я нахожу какой-нибудь интересный предмет для своей коллекции и вдруг понимаю, что он очень неплохо смотрелся бы в часах. И использую его. Это возникает спонтанно, в процессе изготовления…». Есть у Вуда и еще один «метод»: выложить на рабочий верстак комбинацию из 30−40 обломков прошлого и комбинировать их по-всякому — что-то добавлять, что-то отнимать. А потом вдруг понять, что именно это он и искал, это самое сочетание, осталось только склеить части в одно целое.

c35f0e721afc69d557db8fbe36b50fe3_fitted_800x3000_новый размер.jpg

Безумный часовщик

Себя Роджер гордо называет «безумным часовщиком». Сразу вспоминается кэрролловский Безумный Шляпник — что-то общее у них есть. «Причудливость моих работ, — говорит Роджер, — отражает мою веру в важность игры, в необходимость наивно, по детски надеяться и чего-то ждать от мира, который часто чересчур серьезен и лишен красок…».

Для обозначения своих часов Роджер придумал смешное слово klockwerks, искаженное clockwork, «часовой механизм». Несмотря на то, что с первого взгляда скульптуры напоминают устройства Викторианской эпохи в духе стимпанка, при ближайшем рассмотрении начинаешь понимать весь их сюрреализм. Сочетание совершенно несочетаемых предметов, асимметрия, плавные линии, переходящие в грубые углы, — все это напоминает картины Рене Магритта или Мориса Эшера.

Все эти амперметры, лампочки и рычажки, торчащие тут и там, как ни странно, работают. Например, измеряют заряд батарейки в часовом механизме, или будят владельца звоном, или еще что-нибудь. Они не «мертвый груз», не элементы декора, но полноценные части хронометров. Например, будильники Вуда — ободранные корпуса, вырванные циферблаты, раскрученные пружины и искореженные шестерни. На деле такие часы могут дать фору даже хваленым электронным хронометрам в метро.

Вуд утверждает, что в его работах нет никакой символики. Это просто визуальное искусство, красивая композиция, перформанс, скульптура. Зритель не должен искать в klockwerks какую-либо подоплеку религиозного или психологического характера. Это развлечение для глаз, это занимательный предмет. В конце концов, это хорошие точные часы.

Seeder, _Сеялка__новый размер.jpg

Ускользающее время

Можно ли сказать, что Вуд создает «застывшее время»? Нет, нельзя. Наоборот, его часы работают, стрелки их ползут, а странный внешний вид — это срез пластов времени, в которых видны те самые статуэтки XIX века и вольтметры 1930-х годов. Вуд осматривает студию, открывает один из тысячи ящичков, достает какой-нибудь артефакт и приклеивает его к очередным часам. Значит, пришло его время.

На нескольких циферблатах Роджер использовал красивый «трюк» — римские цифры будто бы осыпались со своих законных мест вниз, а стрелки продолжают бежать по кругу. По моему, именно такой циферблат наиболее точно отражает суть работы художника. Даже когда цифры пропадают, а предметы устаревают и находят свой последний приют на свалке, время продолжает течь. И Роджер Вуд, кажется, сумел обуздать это течение.

Wheels, _Колеса__новый размер.jpg

Wheels, «Колеса»
Роджер Вуд сделал два типа часов на колесах — настольные и напольные. Оба экземпляра относятся, вероятно, к самым сложным из работ художника — судя по количеству компонентов. Тут и зажимы от старых тисков, и паровые клапаны, свеча от двигателя (судя по размерам, не автомобильного), прибор для измерения давления, набалдашник от спинки кровати, а уж про количество шестеренок вообще сложно сказать. 

Alarm, _будильник__новый размер.jpg

Alarm, «будильник»
Оригинальная серия часов Вуда — «сломанные будильники». Принцип их создания невероятно прост — даже странно, что крупные компании никогда не пытались предложить такую дизайнерскую линию часов. Вуд просто находит старый, потертый годами будильник, художественно «калечит» его, к выдранному циферблату прикрепляет маленький современный механизм— и вот, пожалуйста: на вашем ночном столике красуется такое диковинное диво.

American Meter, _Американский счетчик__новый размер.jpg

American Meter, «Американский счетчик»
У Вуда есть и более «лаконичные» часы, Например American Meter. Их механизм встроен в старинный газовый счетчик-расходомер. Удивительно, что компания American Meter делает счетчики до сих пор!

Рrojector, _Проектор__новый размер.jpg

Рrojector, «Проектор»
Часы Рrojector встроены в основание настоящего кинопроектора. Только вместо линз из его объектива во все стороны торчат шестеренки на выдранных пружинах. Новый часовой механизм — электронный и занимает всего несколько кубических сантиметров, остальную же часть часов Роджер украшает по своему желанию.