Часы железнодорожных вокзалов
Железнодорожный вокзал – место, которое одним из первых дает впечатление о городе, куда прибывают путешественники. Среди старых вокзалов немало памятников архитектуры – красивых и необычных, а современные здания становятся воплощением самых смелых идей своих создателей. И только одно остается неизменным: на каждом вокзале есть часы: эталон точности, ведь именно по ним сверяют время сотни людей, которые приезжают и покидают город.
США, Нью-Йорк
Центральный вокзал в Нью-Йорке украшают сразу двое часов. Четырехсторонние часы вокзала стали одним из хорошо узнаваемых символов города во многом благодаря тому, что они не раз появлялись в известных фильмах. Эти часы установлены над информационными кабинами. Они находятся здесь с 1913 года. Циферблат каждой стороны сделан из опалового стекла. Аукционы Sotheby’s и Christie’s оценивают знаменитые часы от 10 до 20 миллионов долларов. Вторая достопримечательность Центрального вокзала установлена над главным входом в здание, под фигурой Меркурия. Это часы производства ювелирной компании Tiffany с диаметром циферблата 4 метра. Они находились на этом месте с 1914 года и оставались нетронутыми до 1992 – спустя 78 лет с момента их появления специалисты приступили к тщательной работе по замене оригинальных часов, длившейся в общей сложности 12 лет.
Россия, Москва
Само здание Казанского вокзала, который тогда назывался Рязанским, открылось в 1862 году. Со временем потребовалось более просторное и представительное здание, но полностью построить его смогли только в 1940-е годы. Автором проекта стал известный советский архитектор Алексей Щусев. Главная доминанта вокзала - это башня высотой 73 метра, а слева от нее находится невысокая башня с часами, над которой установлен колокол. Щусев настоял именно на устройстве часов с боем и заказал для них в Петербурге бронзовые знаки Зодиака, рисунки которых выполнил сам. Правда, завершить задуманное архитектору так и не удалось, так как в 1917 году все работы были приостановлены. И вокзальные часы были пущены только в 1923 году. Работали они до осени 1941 года: тогда при разрыве фугасной бомбы колокол был сброшен с башни, а вернулись на свое место спустя 30 лет. В 1990-х годах руководство вокзала отключило колокольный бой за ненужностью: шум улицы заглушал звон колокола. В 1996 году, во время масштабной реконструкции вокзала, башенные часы на Казанском вокзале также реставрировали. Стрелки часов подверглись балансировке, а знаки Зодиака покрыли краской. Погрешность часов в среднем составляет плюс-минус две минуты в неделю.
Швейцария, Арау
На вокзалах по всей стране можно увидеть швейцарские железнодорожные часы. Они были разработаны в 1944 году инженером Гансом Хильфикером совместно с производителем часов Mobatime для использования Швейцарскими федеральными железными дорогами в качестве станционных часов. В 1953 году Хильфикер добавил красную секундную стрелку, по форме напоминающую железнодорожный сигнальный диск. С тех пор часы стали национальным швейцарским символом и включены в число примеров выдающегося дизайна 20 века в музее дизайна в Лондоне и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Все часы на железнодорожной станции должны идти синхронно, чтобы показывать правильное время и для пассажиров, и для железнодорожного персонала. Станционные часы в Швейцарии синхронизируются при получении электрического сигнала от центральных главных часов в каждую полную минуту, продвигая минутную стрелку на одну минуту. Секундная стрелка двигается с помощью электрического мотора независимо от главных часов. Ей требуется около 58,5 секунд, чтобы совершить круг по циферблату, потом стрелка останавливается на короткое время наверху. Она начинает новый оборот как только получает следующий минутный сигнал от главных часов. Самые большие вокзальные часы в Швейцарии находятся на внешнем фасаде вокзала Арау. Они были установлены 1 июля 2010 года на высоте 17 метров, диаметр циферблата 9 метров, что больше чем у лондонского Big Ben.
Россия, Москва
Часы на башне Киевского вокзала появились чуть более ста лет назад – в 1917 году, когда заканчивалось строительство здания самого вокзала, и сохранились в первозданном виде до настоящего времени. Сто лет в башне простояла и деревянная будка, защищающая механизм. Через день часовщик заводит часы, крутя огромную ручку, передающую усилия на поднятие 120-килограммовой гири. На один день завода приходится 28 вращений ручки, а полного запаса хода хватает на трое суток. На четыре стороны из будки расходятся валы, управляющие циферблатами, расположенными со всех сторон квадратной башни. И сегодня, спустя сто лет работы, часы Киевского вокзала демонстрируют точность работы.